Повесть о настоящем инженере
Приехав в Канаду, практически без английского, этот инженер в 60 c лишним лет изучил язык, сдал экзамен на звание профессионального инженера, и создал компанию, которая проектирует мосты для Онтарио, Новой Шотландии и Нью-Брансуика.
Если бы существовало звание “Герой иммиграции”, его следовало бы дать Исааку Финкельштейну. Ничто не смогло его остановить, пригнуть, заставить подчиниться обстоятельствам. «Я никогда не сомневался, что и здесь, в Канаде, стану инженером”,- говорит он.
- Даже когда вы, новый иммигрант, чтобы заработать, убирали снег, работали грузчиком, перебивались частными уроками игры в шахматы?
- Даже тогда.
Исаак приехал из Киева. Был там главным инженером проектов в СКБ Главмостостроя – крупнейшего в своей отрасли конструкторского бюро СССР. Именно по проектам Финкельштейна построены известные многим по открыткам мосты через Днепр, Дон, Мамон, Днестр...
В КАНАДЕ РЕГАЛИИ НЕ СПАСАЮТ
Исаак был не просто известным мостостроителем, но и изобретателем, обладателем 22 патентов, автором 60 публикаций, преподавателем Киевского автодорожного института.
- В Канаде, много наших инженеров и ученых, которые имеют больше регалий. Однако многие не смогли сдать экзамены и заняться здесь своим профессиональным делом. Почему вам удалось?
- Потому, что они на Родине занимались в основном административной работой, а я – проектированием, - отвечает Финкельштейн.
- Но это ведь была другая практика. В Союзе же проектировали и строили, видимо, не так, как в Канаде?
- Думаю, не хуже и не лучше. Я знал американские стандарты строительства. Мы проектировали для стран Европы. Чего не знал, то доучил уже здесь.
Исаак, говоря это, обратил мое внимание на книги по мостостроению на английском языке.По этим книгам он занимается постоянно, вот и теперь ему предстоит сдача двух письменных экзаменов по строительным кодам, так как в Онтарио с прошлого года введена система сертификации инженеров-строителей.
Финкельштейн не хочет никого обидеть, у людей разные причины, почему они не состоялись в Канаде: здоровье подкачало, у кого-то не хватило уверенности в себе, кого-то засосало зарабатывание на жизнь, у других помешали семейные обстоятельства. Но ведь и то правда, что немало народу, увешанного регалиями, - не практики.
ЕГО ПРИНЦИПЫ
Смотришь на этого человека, который занимал на Украине высокий пост, здоровался за руку с Щербицким, Воротниковым и прочими членами Политбюро, ходил с супругой по театрам – в общем, имел вполне благополучную жизнь, и думаешь: что же могло его-то увлечь в идее иммиграции?
- У меня в Канаде единственная дочь и две внучки. А я не представляю себе жизни вдали от детей, - объясняет.
Позже он показал мне стихи, которые пишет для внучек. Хорошие стихи. Не топорные вирши, не притянутые друг к другу рифмы, а именно стихи. Такие в дореволюционной России писали в дворянских семьях. Это стихи о внучках, и о разном другом. На мой вопрос почему он никогда не пытался публиковаться, Исаак отвечает, что маленьким мальчиком написал стихи, посвященные Сталину. Их опубликовала газета. И когда Сталина развенчали, для ребенка это стало ударом.
В течение разговора Финкельштейн еще не раз удивил меня критичным отношением к себе и принципиальностью, которую нынче редко встретишь.
- Я еще до перестройки хотел уехать, но отец-фронтовик не позволил, - рассказывает.
- А тогда-то почему? Все же у вас было отлично...
- Не будем на эту тему. Не люблю плохо говорить о стране, в которой жил.
Я не пристаю. Ценю редкость ответа.
СТАЛ ЧЕМПИОНОМ ТОРОНТО ПО ШАХМАТАМ
В Канаду супруги Финкельштейн приехали в 92-м. Без статуса, со скудным, школьным уровнем английского. Было ли Исааку страшно? Говорит, нет. “У меня помимо проектирования мостов еще много навыков”, - поясняет.
В частности, мой собеседник - шахматист и теннисист. В 97-м, в 63 года, он был восьмым в Торонто в соревнованиях по настольному теннису и чемпионом Торонто по шахматам среди тех, кому за 55. Его ученик Рома Гольц стал в 93-м чемпионом Канады по шахматам среди юниоров и шахматным мастером.
В общем, приехав в новую страну, Исаак пытался основать шахматную школу. Не удалось.
Он убирал снег, грузчиком работал.
Я слушаю это и думаю вовсе даже не о том, что вот как человека судьба била, а о том, что занимая такой пост, какой занимал Финкельштейн, он... как бы это мягче выразиться... ну, в общем, не наворовал. Это видно по тому, кем он работал, приехав в Канаду.
- А что я мог наворовать? – удивляется.
- Не знаю. Стройматериалы, например. Или что там еще в строительстве тащили?
- Ну, по мне видно, что я не тащил?
- Видно.
- Вот и хорошо. Я, приехав в Канаду, занимался неквалифицированным физическим трудом. И не считаю это постыдным. Труд он и есть труд. Знаете, меня как-то спросили: вот ты сейчас хорошо зарабатываешь, твой каждый час стоит очень дорого, не пора ли остановиться, ведь возраст уже? А я считаю, мужчина должен работать – дворником ли, бизнесменом ли, но должен. Иначе он для меня просто не мужчина. Позволяет здоровье – работай!
- А вам позволяет?
- Стараюсь чтобы позволяло. Делаю зарядку, бегаю каждое утро несколько километров, восемь раз подтягиваюсь.
Можно было б не поверить, если бы не результат: Финкельштейн ну никак не выглядит на свой 71 год. Выглядит на 58-60. И ведь работает по семь дней в неделю...
Из стихов, посвященных внучке, которой передался боевой характер деда:
Пусть в канадской школе тебя кличут боссом,
Как стерня на поле твой колючий нрав.
Но былинкой канешь в жерле пылесоса
Если будешь тише, ниже росных трав...
“ДАРОМ ДЕНЕГ НЕ БЕРУ”
Зарабатывая в первые годы иммиграции на жизнь, Исаак вовсю дома учил английский. И пытался проектировать. Еще на Украине он познакомился с президентом местной мостостроительной ассоциации и теперь пришел, напомнил о себе. Тот представил Исаака коллегам и наш соотечественник начал понемногу консультировать канадских инженеров, так как опыт у него ого-го, а проблем в канадском мостостроении – масса.
- В это же время я разослал более 500 резюме, - рассказывает он.
Ему позвонили из... мебельной компании. Пригласили на интервью. Оно длилось два с половиной часа. В конце президент компании сказал: “Вы нам не подходите, вы занимались мостостроением, вы не сможете решать наши проблемы. Но мы берем вас на четыре недели. На работу можете не приходить, забирайте лишь зарплату по пятницам. $1000 в неделю”.
- Я понял, что понравился, и мне хотят материально помочь, - говорит Исаак. – “Я даром славы не беру”, сказал поэт. А я денег даром не беру. Я спросил когда у них начинается рабочий день и стал ходить на работу.
У мебельной компании была проблема, которую они не могли решить. Наш специалист сделал расчеты и нашел решение. И ему в итоге предложили очень высокооплачиваемую работу.
Исааку тогда было за 60. В мебельной компании он успешно проработал полтора года. Потом у него истекло право на работу и по этой причине пришлось уволиться. А еще через три месяца он получил статус иммигранта.
РАЗ ПЯТНАДЦАТЬ ОН ТОНУЛ...
Потом Финкельштейна приняли в американскую компанию с еще более высокой оплатой. Но компания, не выдержав канадских налогов, решила перебраться в Мексику и он за ней не поехал. Остался без работы аккурат перед операцией на сердце у жены. Решил, пока ищет работу, заняться инспекцией домов.
- Представьте себе, инспекция крыши проводилась за $35 долларов. Из них $10 я отдавал водителю, который меня возил и $15 хозяину компании, который снабжал меня клиентами. И вот за остатки я в свои 60 с лишним лез на крышу... Потом, видя качество моей работы, мне стали платить $75. В то же время канадские инспекторы получали по $250 и больше…
Потом Исаак работал в итальянской компании, затем в русскоязычной. И вот, через несколько лет взлетов и падений, этот человек – владелец своей компании, которая называется I&F Engineering Corp.
Это успешное предприятие, в котором собраны талантливые инженеры – русские, украинцы, евреи, канадцы. Финкельштейн гордится ими, с удовольствием представляет их корреспонденту и рассказывает о них. Он так же вдохновенно увлекает меня за собой в кабинет и показывает какие-то схемы, новый, не известный мне материал, используемый для мостов и с блеском в глазах объясняет, что этот материал – долговечный, очень легкий и прочный, и они его создали, и теперь мосты будут служить дольше, а то вот посмотрите какие трещины в существующих пролетных строениях мостов – показывает фотографии...
“Соль разъедает металл мостов, - рассказывает Исаак. – Мосты в Канаде рассчитывают на 75 лет, а служат от силы 35. Вместе с Saltech Corp. мы разработали материал, который уже прошел испытания и который увеличит долговечность мостов в четыре-пять раз. Это совершенно новый продукт. Подобный материал использовался в самолето-и кораблестроении, но мы его усовершенствовали...”
Он может долго рассказывать об этом. Он любит то, что делает. По его проектам уже построено в Онтарио четыре моста, два находятся в процессе строительства. Его компания занимается также проектированием зданий, устойчивых против ураганов и землетрясений. Иногда проводят и инспекции частных домов и индустриальных помещений, правда уже никак не за те копейки, за которые Финкельштейн некогда работал. Потому, что он и его специалисты видят такое, что не всякому рядовому инспектору видно. У всех у них большой опыт работы в строительстве.
- А что для вас было самым трудным в канадской жизни?
- Было и остается – язык. Я не гуманитарий и не молодой человек. Цифры отлично запоминаю, а с терминами проблематично.
- Что вы больше всего цените в людях?
- Честность.
- А что не прощаете?
- Подлость.
- Что в иммиграции важнее всего?
- Мужество.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- На фортепиано играю. У меня мама и папа тоже были инженерами (как, кстати, и жена, и дочь, и зять), но оба окончили консерваторию. И я тоже учился игре на фортепиано. И еще читать люблю – Пушкина, Чехова, Бабеля, Сашу Черного и Есенина. Я люблю русский язык и все, что с ним связано.
Иногда, просто для себя, он даже переводы делает. Стихи переводит. Для внучек, которые русский знают, но все-таки не в совершенстве, перевел “Песенку капитана Гранта”. С особенным чувством он поет: “Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул”.
В 2000-м году в Канаде Исаак Финкельштейн получил статус профессионального инженера и PhD. Все это – в пенсионном возрасте. Но самой большой своей победой он считает то, что он выжил. Потому, что был ликвидатором. Работал в эпицентре на Чернобыльской АЭС.
Эвелина Азаева, "Репортер". Торонто.
canadets.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий